26/01/2017

В июне-июле 2017 года в России состоится Кубок Конфедераций по футболу, который станет своеобразной репетицией перед долгожданным ЧМ-2018, а также покажет, насколько качественно и количественно готовы российская индустрия гостеприимства и инфраструктура к принятию турниров такого уровня. Однако турнир, предваряющий первенство планеты по футболу, пройдет на аренах лишь четырех городов РФ: Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и Казани.

В полной боевой готовности

Сегодня гостиничные рынки Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Сочи максимально готовы к проведению Кубка Конфедерации с точки зрения наполнения. Здесь, в отличие от других городов, которые примут матчи ЧМ-2018, уже сконцентрировано максимальное количество качественных номеров, а Москва и Сочи в принципе являются наиболее развитыми точками на карте России в вопросах качественного гостиничного предложения. Наиболее компактный рынок — это Казань, однако даже там представлены 6,8 тыс. номеров в отелях разного уровня.
В целом Москва и Сочи сопоставимы по объему качественного номерного фонда. Хуже всего с гостиничной статистикой дела обстоят в Санкт-Петербурге, где сейчас оборудованы около 35 тыс. номеров в объектах различного формата. В этих городах сложилась устойчивая конкуренция торговых марок, а также уже представлены все сегменты предложения — от экономичного до максимально премиального. Кроме гостиниц, управляемых сетевыми операторами, как локальными, так и международными, на рынках данных городов существует и широкая сеть независимых гостиниц малой, средней и даже большой вместимости.

Все эти города уже обладают определенным опытом приема крупных международных соревнований. Это означает, что власти и бизнес сформировали достаточную логистическую инфраструктуру, включая аэропорты, таможню, службу безопасности, дорожную сеть, обеспечивающую связь со спортивными объектами и гостиницами, аэропортом и вокзалами. Также все города, за исключением Санкт-Петербурга, имеют альтернативную связь с аэропортом. Так, скоростной железнодорожный экспресс присутствует в Москве, Казани, а также в Сочи. То есть данный выбор площадок была заранее логичен и подтвержден наличием готовых спортивных и гостиничных объектов с необходимыми подготовленными кадрами.

По словам руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяны Веллер, все четыре рынка, которые будут принимать Кубок Конфедераций, являются довольно зрелыми в общероссийских масштабах с точки зрения гостиничного предложения. «В Москве насчитываются более 40,5 тыс. гостиничных номеров, из них более 23,3 тыс. относятся к качественным (соответствующим требованиям современного путешественника в своей категории). В Санкт-Петербурге более 20,5 тыс. юнитов, из которых около 8,5 тыс. — качественные, в Сочи — около 9 тыс. номеров (около 3,3 тыс. качественных). В Казани оборудованы порядка 4 тыс. гостиничных номеров, из которых около 1 тыс. являются качественными. Рынки Сочи и Казани значительно развились за последние пять-семь лет: в Сочи номерной фонд был увеличен за счет подготовки к Олимпийским играм 2014 года, в Казани — за счет Универсиады и целенаправленного движения локальной администрации в сторону популяризации города в качестве отдельного туристического направления. На всех четырех рынках представлено большинство международных гостиничных сетей и продолжают активно выходить новые игроки», — анализирует эксперт.

Пыль под кроватями

Однако важно отметить, что при всей ответственности процесса подготовки к мероприятию не все в этих вопросах складывается гладко. Рынок столкнулся с определенными проблемами, которые предстоит решить или минимизировать в короткие сроки. Так, во всех указанных городах в последние два года активно развивается сегмент хостелов, что влечет, как положительные, так и негативные перспективы.
Как отмечает Марина Смирнова, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman& Wakefield, в последнее время на этих рынках появилось много хостелов и мини-отелей, качество обслуживания в которых не всегда выдерживается. «Они часто формируют так называемый «серый» сектор, который недобросовестно конкурирует с крупными и легальными гостиницами. Это ухудшает бизнес-климат на рынке в целом. Кроме того, на фоне растущего спроса наметилась тенденция к росту цен, особенно агрессивно это проявляется в моменты пикового спроса, в том числе, проведения форумов и международных соревнований («Формула-1» в Сочи). Конечно, на момент проведения мероприятий ЧМ цены ограничиваются, но по ним будут продавать номера только те гостиницы, которые подпишут с ФИФА договоры на размещение игроков, организаторов и болельщиков. Но «серый» сектор будет пытаться воспользоваться «неорганизованным» спросом и накрутить цены, что, в целом, нельзя считать нерыночной практикой, но в данном случае цена и качество явно будут в диссонансе», — заключила Смирнова.

Станислав Ивашкевич, заместитель директора по развитию, индустрия гостеприимства CBRE, заявил, что, как ни странно, реальные сложности на рынке складываются в Москве, где количество недорогих отелей так и не растет, а если растет, то очень медленно, когда потребность в таком номерном фонде сохраняется.

Эксперт Top Hotel Expert Наталия Розенблюм считает, что основной проблемой во многих городах является несбалансированное соотношение «цена-качество», что может разочаровать гостей мероприятия. «Наиболее востребованы сетевые объекты уровня «4 звезды», но в силу высоких ценовых показателей многие гости рассматривают именно более доступные форматы размещения. При этом наличие сетевого бренда играет важную роль, поскольку это обеспечивает гостей информацией об отеле и создает возможность корректно обеспечить ожидания гостей», — добавила специалист.

Прибыли и издержки

Важно отметить, что, как правило, болельщики спортивных мероприятий предпочитают размещение бюджетного уровня, в то время как организаторы, пресса, команды и их сопровождающие останавливаются в гостиницах более высоких категорий. Соответственно, следует ожидать, что в первую очередь, учитывая объем каждой из этих групп потенциальных гостей, от проведения данного мероприятия выиграют именно дешевые средства размещения — хостелы, частные квартиры в аренду, мини-гостиницы. При этом болельщики, особенно международные, чаще всего ориентируются на наличие любого узнаваемого бренда в городе, чем на то, какой именно это бренд.

Дорогие пятизвездочные отели в это время тоже переполнены, но с точки зрения основной нагрузки, она ложиться именно на недорогие отели. Но сегодня сетевой отель все еще является гарантом качества и безопасности. Гости, проживающие, например, в Radisson, точно знают о том, что есть в номере, что им подадут на завтрак, и какой мебелью оборудовано помещение. Несетевым отелям, каждый раз нужно доказывать, что они в принципе являются гостиницами, а не ночлежками.

Отдельного разговора также заслуживает изучение дополнительных нагрузок и требований для отелей в период проведения международных спортивных мероприятий. Повышенные запросы относятся к отелям более дорогих категорий, принимающим спортивные команды. К ним предъявляются определенные требования в части режима и питания, формируются особые запросы касательно оборудования номеров (длина кроватей, звукоизоляция, количество одноместного и двухместного размещения и так далее). Правда, во многих гостиницах, работающих под международными брендами, большой процент данных требований соблюдается автоматически.

Марина Смирнова обращает внимание на то, что опыт проведения крупных спортивных мероприятий показывает, что одна из основных проблем у гостиниц в это время — это питание, как с точки зрения одновременного обеспечения им крупных групп, так и с точки зрения специфики меню. «Так, у спортсменов есть свои требования, свои врачи и даже повара. Важны и вопросы безопасности, которые выходят за рамки предотвращения террористических актов, что уже «привычно» для гостиниц. Эти требования распространяются на обеспечение безопасности команд от болельщиков, устранение конфликтов между болельщиков различных стран, а также иные вопросы такого плана. Помимо этого, каждая команда будет иметь в гостинице, где проживают игроки, свой «штаб». Соответственно, гостиницам придется «подстраиваться» под спортсменов и прочих участников кубка», — подчеркивает Смирнова.

Принимая во внимание важность и статус мероприятия, можно посчитать, что оно может стать «золотым дном» для отельеров. Однако важно понимать, что Кубок Конфедераций проходит в сезон, который для гостиниц практически всех направлений и так является высоким, так что монетизировать загрузку именно болельщиками будет не так просто, при том, что цены фиксируются. На тех рынках, где нет альтернативного спроса, загрузка может вырасти на 30-40%, но на большинстве рынков загрузка практически не растет (+1-3%), а средняя цена продаж увеличивается кратно, если для этого нет искусственных ограничений. В Пекине на момент проведения Олимпийских игр в 2008 году ADR рос на 125%. Так же, как и упоминалось ранее, дополнительные расходы связаны с перестройкой системы питания, повышенной безопасностью. Однако наиболее существенная упущенная выгода заключается в невозможности принять более дорогих клиентов, а также отказе от проведения конференций.

Станислав Ивашкевич указывает, на то, что наценка номера в дни соревнований может составить от 100 до 300%, но сейчас за этим процессом следит оргкомитет и не дает сильно завышать цены.
По словам Елены Лысенковой, генерального директора Hospitality Income Consulting, многие потенциальные туристы уже даже сделали бронирования на период мероприятия. «Однако по причине того, что игра той или иной команды зависит от этапа и результата, сейчас не понятно, где и когда будет играть любимая команда. Поэтому многие бронирования отелей будут происходить на следующих этапах. Города, где будут проходить игры четвертьфинала, полуфинала и финал, безусловно, более интересны гостям, так как многие воспринимают это как шоу, на котором просто интересно побывать. В Санкт-Петербурге, где пройдет первый открывающий матч, будет крайне сложно найти отель. Период с 17 июня по 2 июля в этом городе и так является самым востребованным у туристов. В эти дни в городе проходят «Белые ночи», отмечается праздник «Алые паруса» и так далее», — заявила Лысенкова.

Работа на будущее

Важнейшим фактором, влияющим на потенциальный успех работы отеля в период проведения спортивного мероприятия, является степень его близости к спортивному объекту. По требованиям ФИФА она должна составлять не более 100 км. Однако понятно, что чем ближе гостиница к стадиону, тем проще попасть на соревнование. Как показывает практика, во время проведения соревнований подобного масштаба спрос на размещение распределяется относительно равномерно между гостиницами, поскольку одно из требований — обеспечить подъезд команд к стадиону за приемлемое время, которое составляет порядка 30 минут. Но расстояние также измеряется и комфортом перемещения. Так, если отель функционирует рядом с аэропортом, географически, а в процессе переезда в отель нужно отстоять пробку в час из-за переезда, он не будет комфортен для размещения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что для гостиничного рынка проведение Кубка Конфедераций является одним из мероприятий, которые позволяют качественно загрузить номерной фонд в большей степени в течение года и приобрести необходимую репутацию, а также узнаваемость среди туристов самого разного происхождения. Именно поэтому отельеры, чаще всего, благосклонны к подобным мероприятиям, даже учитывая то, что в этот период можно нести дополнительные издержки. Такие крупные спортивные мероприятия — это в большей степени не сиюминутный заработок легких денег, а длинная инвестиция в успешное развитие гостиничной индустрии в целом.

Сергей Михайлов
Источник: arendator.ru