10/05/2016

Минувшие майские праздники стали отправной точкой для начала очередного туристического сезона в России и обозначили общие тренды развития индустрии гостеприимства в стране в 2016 году. Что удивительно, на фоне общей нервозности рынка коммерческой недвижимости гостиничный сектор показывает значительный рост.  Локомотивом в развитии стал сегмент люксовых отелей, которые уже отметились рекордными за последнее десятилетие показателями загрузки.

Спрос на роскошь 

Собственники отелей Москвы и Санкт-Петербурга уже радостно потирают руки, подсчитывая солидные прибыли, которые им принес первый квартал 2016 года. С одной стороны, рост стоимости иностранной валюты активно переформатирует структуру спроса, переориентируя потребителя на внутренний туризм. С другой стороны, пребывание иностранных гостей в России становится для них все более выгодным и привлекательным. Кроме того, продолжает расти приток туристов из Азии. По итогам первого квартала 2016 года туристический поток из Поднебесной в рамках соглашения о безвизовых групповых поездках вырос на 47% по сравнению с прошлогодними показателями. Ожидается, что такая динамика роста сохранится в дальнейшем, что приведет к общему росту туристического потока за год. По этим причинам стоимость проживания в отелях плавно, но неуклонно повышается, как и спрос на гостиницы, в особенности в сегменте люкс.

В столице рынок уже зафиксировал рост загрузки гостиничных объектов и стоимости проживания в них примерно на 3-4%, что, в свою очередь повлекло увеличение доходности на 10% за номер. Премиальные гостиничные объекты Москвы за первые четыре месяца текущего года зафиксировали максимальные показатели загрузки и средней стоимости проживания за последнее десятилетие.

В во втором наиболее популярном среди туристов российском городе — Санкт-Петербурге —  спрос на люксовые гостиницы в текущем году также достиг максимального уровня за десять лет.

Марина Смирнова, партнер, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield, отмечает, что в прошлом сезоне в Санкт-Петербурге и Москве загрузка гостиниц была как никогда высокой. В Петербурге она всё лето держалась на уровне 80%, а в Москве средняя загрузка августа была на уровне 72%, по ряду сегментов – до 83%. «Можно ожидать, что этот туристский сезон пройдет также «на высоте». Сейчас Москва становится популярным направлением как въездного (благодаря снижению цен), так и внутреннего туризма. Санкт-Петербург в целом бесспорный лидер в этом отношении», — заявляет Смирнова.

Эксперты Hotellook посчитали, что в общей сложности в Москве функционирует 26 люксовых отелей, а в Петербурге 18. Согласно статистике, средняя стоимость номера в таких гостиницах этим летом составит 96,4 тыс. рублей в Москве и 108 тыс. рублей в Санкт-Петербурге. Однако средний чек (по всем отелям) в двух столицах гораздо ниже: 15,1 тыс. рублей и 16,1 тыс. рублей соответственно. Стоит отметить, что за год в Санкт-Петербурге отели люкс-класса подорожали почти в 3 раза, в то время как в Москве средняя стоимость номера выросла на 40%. В Санкт-Петербурге загрузка таких объектов составила 41,8%, средний тариф — 10,7 тыс. рублей, что почти на 1 тыс. рублей превысило предыдущий рекорд, установленный в первом квартале 2015 года.

По словам Вероники Лежневой, директора департамента исследований по России Colliers International, на московском рынке ситуация в сегменте люксовых отелей в начале 2016 года показала положительную динамику. «Уровень заполняемости люксовых отелей в Москве за первые три месяца 2016 года вырос до 57,9% по сравнению с 52,2%, наблюдавшимися в 2015 и 2014 годах. В целом, мы ожидаем, что показатели туристического сезона 2016 года будут сопоставимы с довольно хорошим 2015 годом. Несмотря на то, что люксовый сегмент традиционно ориентирован на европейских посетителей в большей степени, чем на российских путешественников или туристов из Азии, текущая доступность российских гостиниц на фоне низкого курса рубля, играет на руку с точки зрения заполняемости отелей», — отметила эксперт.

События на руку

По прогнозам чиновников, в 2016 году в Санкт-Петербург могут приехать до 6,7–6,8 млн туристов, в том числе 2,9–3 млн иностранных граждан, Об этом ранее заявляла заместитель председателя комитета по туризму Римма Сапунова. Стоит отметить, что в 2015 году в Северную столицу прибыли 6,5 млн туристов, в том числе 2,8 млн иностранцев. Однако уже в первом квартале 2016 года в город приехало на 50% больше китайских туристов, чем за аналогичный период минувшего года. По словам Сапуновой, на увеличение числа туристов повлияют крупные международные мероприятия, которые примет в 2016 году Петербург. Отельеры уже говорят об ажиотажном спросе на дорогие гостиницы в городе. Во многих объектах еще в апреле были забронированы практически все номера с начала мая по середину июня включительно. Также в мае в Петербурге проходят такие важнейшие события, как Чемпионат мира по хоккею и юридический форум. А в июне в городе вновь состоится Международный экономический форум.

Наталия Розенблюм, управляющий партнер, директор, Top Hotel Experts, указывает на то, что в Санкт-Петербурге, по сравнению с Москвой, доля туристов несколько выше относительно делового сегмента. «В последнее время наблюдается рост туристов из азиатских стран и это в первую очередь находит отражение в структуре спроса на гостиницы люксового уровня. Также несколько возрос спрос со стороны российских туристов, которые стали больше путешествовать по стране. Однако в люксовом сегменте это не носит массовый характер. И все-таки подобные изменения смогли привести к восстановлению загрузки отелей сегмента люкс вначале 2016 года. Ожидается, что эта тенденция на протяжении 2016 года сохраниться и отели смогут показать рост дохода на имеющийся номер на 6-8%», — подчеркнула специалист.

Непростое строительство

Что касается тенденций в девелопменте, то новое строительство в условиях недоступности недорогого финансирования и растущей стоимости, как строительства здания, так и последующей отделки номеров, остается ограниченным. Кроме того, определенные сложности возникают на этапе привлечения профессиональных гостиничных операторов, так как долгосрочное прогнозирование как расходной, так и доходной частей бизнеса сейчас затруднено. За первые четыре месяца 2016 года в люксовом сегменте Москвы не произошло знаковых открытий. Однако на этот год анонсировано два проекта в верхнем ценовом сегменте — Hyatt Regency Петровский Парк на 297 номеров и Moscow Marriott Hotel Crocus City на 250 номеров. В Санкт-Петербурге на 2016 год также намечено два открытия соответствующего ценового уровня — это отели Jumeirah и Wyndham.

Стоит сказать, что, безусловно, произошел рост стоимости строительства гостиничных объектов в среднем на 20-30%. Однако важно отметить, что за последние два года в данной сфере произошло значительное импортозамещение большого числа позиций, необходимых для открытия отеля. Для люксовой гостиницы часть позиций не может быть заменена локальными производителями, однако тенденция по локализации производства и замещению импортной продукции отмечена во всех сегментах гостиничного бизнеса и позволяет сдержать рост инвестиционного бюджета. Среди региональных городов интерес для сегмента люксовых отелей представляют только крупные деловые города, которые могут обеспечить стабильный деловой спрос. В иных точках спрос на сегмент люкс небольшой и проекты данного формата обычно не интересны инвесторам. Именно по этой причине крупные международные операторы не торопятся строить и выводить свои люксовые бренды в регионы, а предпочитают начинать с проверенных брендов среднего и верхнего ценового сегментов.
Александр Самодуров, руководитель NAI Becar Apartments, считает, что общие затраты на создание люксовых отелей выросли в 1,5 раза. «При этом мы видим тренд по импортозамещению в этой сфере, особенно в отношении мебели. Отельеры и девелоперы говорят о повышении интереса к гибким гостиничным операторам. Затраты на эксплуатацию 5* отелей выросли примерно на 15-20%», — добавил Самодуров.По мнению Татьяны Веллер, руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL, строить люксовые отели в связи с изменившейся макроэкономической обстановкой стало значительно дороже в рублевом эквиваленте. «Значительную часть затрат на строительство объектов такого формата составляют отделочные материалы и комплектующие (FF&E – оборудование, мебель и аксессуары), привозимые из-за рубежа, так как гостиничные операторы в этом ценовом сегменте предъявляют крайне высокие требования к качеству физической составляющей гостиничного продукта. В этой связи динамика в количестве заявляемых на сегодня проектов в сегменте люкс скорее негативная, хотя операционные показатели отелей очень неплохие. Скорее всего, данный сегмент будет в ближайшее время испытывать спад во вводе новых объектов из-за сложностей экономического характера, испытываемых девелоперами — проекты, начавшиеся до 2014 года, частично заморожены, частично идут достаточно медленными темпами», — уверена Веллер.

Богатое будущее

Несколько затормаживает развитие премиального сегмента гостиничного рынка также и застарелая проблема кадрового дефицита. Дело в том, что люксовый сегмент брендовых отелей характеризуется наличием более высокого количества иностранных специалистов на топовых управленческих позициях – генеральные менеджеры и шеф-повары пятизвездочных отелей в большинстве являются экспатами. Довольно часто директор ресторанной службы, директор по продажам и маркетингу и финансовый директор также приезжают из-за рубежа. Отели в сегменте «люкс» всегда управляются брендами напрямую (франшиза в этой категории гостиниц не применяется), так как необходимо обеспечивать четкий контроль качества предоставляемых услуг и соблюдение имиджа и рыночного позиционирования бренда. Это означает, что команда управленцев, как правило, формируется очень сильная, подкрепленная иностранными специалистами, особенно на открытие, и непременно в случае вывода бренда на новый для него рынок. Далее, по прошествии 3-4 лет, после периода рыночной адаптации и стабилизации актива, постепенно экспатские должности заменяются локальными управленцами, которые к тому времени уже должны приобрести достаточные знания и навыки. В России нет серьезного кадрового дефицита на линейных должностях, и все гостиничные бренды спокойно набирают линейный персонал из числа местных жителей. Однако в сегменте «люкс» предъявляются гораздо более высокие требования к сотрудникам, чем в более низких ценовых сегментах, или в небрендированных отелях, что может отпугнуть потенциальных работников. Должности, на которые отели исторически сложно набирали персонал – это горничные и уборщики (steward), то есть низкооплачиваемые и связанные с достаточно тяжелой физической работой, и в этих категориях ситуация пока не меняется вовсе.

Стоит отметить, что при всех прочих составляющих сейчас именно девальвация рубля оказалась наиболее существенным фактором формирования новых туристических предпочтений и направлений. Пока что никаких видимых признаков того, что ситуация с курсом национальной валюты хоть как-то изменится не наблюдается. В итоге в 2016 году бизнес ожидает сохранения высокой доли внутренних туристов в общем объеме гостей Москвы и Санкт-Петербурга. А в случае улучшения внешнеполитических отношений возможен и прирост платежеспособного западного туристического потока, для которого стоимость поездки в Россию в валютном пересчете существенно снизилась за прошедшие два года.  Однако рост спроса на люксовые отели пока так и остается актуальным лишь для двух крупнейших городов страны. В регионах эта тенденция не прослеживается. Единственным очевидным исключением в плане перспективности на сегодня можно назвать Сочи, где за последние полтора-два года сформировался четкий сегмент спроса со стороны достаточно высокообеспеченных россиян как в горном, так и в прибрежном кластерах. В остальных городах, отели высшего ценового сегмента строятся тоже, но это, как правило, уже сравнительно небольшие объекты, независимо управляемые локальными игроками.

Источник: arendator.ru